Первый ковровский банк. Каким он был?

NewsFeed

Сегодня Ковров невозможно представить без офисов и отделений различных банков. Как правило, их центральные конторы находятся в столице. Однако самый первый банк в истории нашего города являлся муниципальным и действовал с благословения местных властей исключительно на благо ковровчан. А началось все со строительства железной дороги…

Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrovПодписывайтесь!

Ковровский городской банк занимал левое крыло здания Городской управы – того самого, где теперь разместился областной бизнес-инкубатор

Устройство железнодорожной магистрали Москва-Нижний Новгород в 1859-1862 гг. самым непосредственным образом сказалось не только на устройстве станции и вокзала в Коврове, но и на появлении в нашем городе первого банка. И этому способствовало, казалось бы, ничтожное обстоятельство: железнодорожная магистраль тогда прошла не через сам тогдашний город, а в полуверсте к югу от него. От Георгиевской улицы, где кончался в начале 1860-х гг. Ковров (нынешней ул. Свердлова), до только что устроенного (а теперь уже и снесенного) городского вокзала простиралась так называемая «пустопорожняя земля», поросшая травой, мелким кустарником и отдельными березовыми рощицами.

Вскоре по решению Ковровской городской думы эта земля была разбита на кварталы и отдельные участки, которые стали продавать под застройку всем желающим. Дума также продала земельный участок и под саму железную дорогу и железнодорожные мастерские. К 1873 году за всю проданную землю «отцы города» выручили 16 тысяч рублей. По тем временам это были весьма приличные деньги.

23 февраля 1873-го Ковровская городская дума постановила «учредить в городе Коврове банк», передав полученную за земельные участки сумму в качестве первоначального основного банковского капитала.

Так возник Ковровский городской общественный банк, всеми делами в котором сразу стали заправлять первейшие, наиболее состоятельные ковровские купцы. Они стремились к расширению банковских операций. К 1877 году основной капитал банка состоял из 23 тысяч 308 рублей, а запасной – из 4 тысяч 137 рублей. Значительную сумму составляли средства вкладчиков. Так называемых «вечных» вкладов имелось на 1075 рублей, и по ним выплачивалось 5,5% годовых. Вкладов до востребования имелось на 45 тысяч 839 рублей и по ним выплачивалось в год 4,5% годовых. Различных срочных вкладов было на 243 тысячи 247 рублей с выплатой по ним от 5 до 6,5% годовых, в зависимости от срока вклада.

Прибыли банка за 1876 год составили 11158 рублей, из них почти 6000 рублей пошли в доход города на различные текущие надобности, составив без малого половину всех тогдашних городских доходов.

По Положению о городских общественных банках Ковровский банк принадлежал к числу городских общественных учреждений. Делами банка заведовало правление, состоявшее из директора и двух его товарищей (заместителей). Директору полагалось годовое жалованье в 400 рублей, а заместителям – по 200 рублей. Но поскольку на эти должности попадали люди состоятельные, то для них такие оклады (примерно такие же суммы получали в ту пору сельские учителя) были почти символическими.

Для определения благонадежности векселей и обязательств, представляемых к оплате и учету, для оценки товаров при ссудах и для ведения списков кредитующихся в банке лиц, при банке был учрежден учетно-ссудный комитет в составе пяти членов. Руководство банка и члены учетно-ссудного комитета избирались Ковровской городской думой из числа ее гласных (депутатов). При банке состояли наемные бухгалтер, служитель и сторож – тогдашний аппарат банковских сотрудников был весьма невелик.

На посту директора банка побывали наиболее состоятельные ковровские купцы, в том числе 1-й гильдии – Платон Герасимович Герасимов, Степан Прокофьевич Большаков, Иван Андреевич Треумов и 2-й гильдии – Василий Дмитриевич Мытарев. Кроме Большакова, все эти господа в разное время занимали и пост ковровского городского головы. С.П. Большаков же чуть не привел банк к разорению, пустившись в сомнительные финансовые операции. Только срочная отставка банкира-неудачника и назначение более взвешенного и способного В.Д. Мытарева, возглавлявшего ковровскую мэрию с 1902 по 1917 г., позволили выправить положение.

Наибольший срок директорское кресло в Ковровском городском общественном банке занимал его последний начальник, ковровский купец 2-й гильдии Семен Яковлевич Куренков. Он происходил из старинного ковровского мещанско-купеческого рода, известного с XVII столетия. С.Я. Куренков представлял собой достаточно характерный для своего времени тип энергичного, расчетливого и весьма удачливого дельца. Его отец Яков Евдокимович скончался еще в 1849 году, когда Семену Яковлевичу было всего 7 лет. Поэтому можно сказать, что последний всего в жизни достиг исключительно своими силами. С.Я. Куренков вел торговлю керосином, сдавал внаем несколько домов в Коврове, избирался гласным городской думы с 1872 года, а с 1899-го состоял церковным старостой Христорождественского собора. С 1902 до весны 1918 г. он являлся директором Ковровского городского общественного банка. Куренков получил известность и как благотворитель. В частности, за свой счет приобрел земельный участок и выстроил на нем каменный дом для детского приюта в Коврове, был награжден золотой медалью и определен пожизненным почетным членом Ковровского уездного попечительства детских приютов. Впрочем, и сам Куренков жил широко, как и положено купцу-банкиру, и даже приобрел для сына и наследника Андрея один из первых в Коврове частных автомобилей. Правда, кататься на нем купеческому отпрыску довелось недолго, ибо советская власть в первые же годы своего правления конфисковала весь частный автотранспорт.

В 1901 году основной капитал ковровского банка составлял 121296 рублей, а запасной – 10725 рублей. Соответственно объем средств, привлекаемых по вкладам, также увеличился по сравнению с 1877 годом почти в 6 раз. К 1906-му банк уже имел возможность проводить миллионные операции. По тем временам это были весьма солидные масштабы для уездного города, когда, к примеру, каменный особняк купца Федоровского (напротив нынешнего ДК им. Ногина) на улице Абельмана с надворными строениями оценивался всего в 4 тысячи рублей).

Ковровский городской общественный банк продолжал функционировать и в первые месяцы после Октябрьской революции 1917 года и установления в городе советской власти. Поначалу и руководство там оставалось прежним. Только 25 апреля 1918 года Ковровский уездный совет рабочих и солдатских депутатов принял решение назначить новое руководство банка и «расширить его операции».

Советским заведующим городским банком стал некий товарищ с весьма символической фамилией Копейкин (как тут не вспомнить героя Гоголя!) и жалованьем в 450 рублей в месяц – полтинник ему прибавили, видимо, с учетом инфляции. В октябре 1918-го в Коврове было открыто отделение государственного Народного Банка, в состав которого вошел и бывший самостоятельный городской банк.

Просуществовал Ковровский городской общественный банк почти 45 лет и немало сделал для приумножения городских доходов, развития торговли и промышленности в Коврове. И самое главное – он был самым первым банком в нашем городе, где теперь офисы и отделения кредитных учреждений давно стали привычными и насчитываются десятками.

Источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущий пост

Житель Коврова убил своего приятеля

Следующий пост

Катя прыгнула с парашютом и сняла это на GoPro. ВИДЕО

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: