Считайте это вторым эпизодом отпускного отчёта. И опять тест-драйв. Дело было не на мосту, а в ресторане.
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Коктебель. Кафе с открытой верандой неподалёку от дома-музея Максимилиана Волошина (в Коктебеле всё с богемным налётом) и вывеска: «Уже попробовал черноморские устрицы?».
Сейчас устрицами многих не удивишь. Все по таиландам и олклюзивным турциям ездят. А кое-кто и европейские «марен-олероны» попробовать успел. Но это же наше, русско-крымское! Итак…
Стоимость порции из трёх устриц во льду с лимоном и бокалом белого сухого на запивку около 1К.
Подача вполне себе стильная. Приготовили оперативно – в течение 10 минут после заказа.
Сервировали «по фэншую» — устричный нож и вилочка. Хотя, в принципе, вилка-то и не нужна с учётом подачи (раковины уже открыты). Задача при поедании была максимально простой:
- отделить ножку устрицы от раковины, по сути, отскрести её, чтобы свободно болталась в раковинке как в блюдце,
- полить лимонным соком (просто выжать лимон на устрицу)
- принять внутрь.
Если пробуете устрицы впервые, знайте: их не надо глотать сразу. Надо слегка пожевать, чтобы прочувствовать вкус. Запивать вином, чтобы усугублять органолептическую парадигму. Вино, как и ко всем морепродуктам, рекомендуют белое сухое. Однажды по совету приятеля сочетала устрицы с крепким алкоголем и нашла это даже более вкусным. Текила — очень недурственно.
Устрицы — это белок в чистом виде. Никакого риска набрать лишний вес и отличное насыщение. Ну, если очень хочется, можно потом ещё чего-нибудь типа шавермы навернуть, но это, разумеется, пошлость, друзья мои… Ах да! Устрицы (если кто-то вдруг не знает) — это ещё и афродизиак.
Мне было хорошо и до, и в момент, и после поедания. А вот о бедной устрице такого не скажешь. Только подумайте, какая страшная смерть! Вначале отскребли от ракушки, потом обожгли лимонной кислотой, да ещё и жевали долго…
Уже потом, после посещения замечательно-уютной устричной кафешки решила выяснить, чем же черноморские устрицы отличаются от тайских или французских.
В Коктебель, как мне рассказал официант, устрицы поставляют с крупнейшей на полуострове устричной фермы в акватории озера Донузлав. Черноморская устрица, которая исконно жила и сохранилась в Донузлаве — это плоский, не очень большого размера моллюск, которого выращивали в Севастополе еще до революции и обозами до 12 млн штук отправляли в Питер и Москву.
Французы, попробовав черноморскую устрицу, построили первый в истории рефрижераторный вагон, который тащил ее через всю Европу во Францию — настолько вкусной, настолько необычной она была.
Почему? Потому что Черное море дает сладость. Оно не придает интенсивный соленый вкус и жесткость мясу. Уровень соли в Черном море не 30-32 промилле, как во Франции и Великобритании, а 17-18 — это очень комфортные условия для устрицы. Распробовав нашу устрицу, французы начали применять похожую технологию у себя: в открытом море или океане выращивают большую, мясистую устрицу, а потом вытаскивают ее к берегу, возле впадения рек, где соленость как у нас — 17-18 промилле, держат там от двух недель до двух месяцев, и она приобретает нежный сладковатый вкус, который очень ценится.
Устриц различают по размерам. Самая маленькая — “четверка”, 60-80 г, такую очень любят французы. Местные рестораторы говорят, что поставки из Крыма в Москву — это устрицы покрупнее, «тройки”. Устрицы, которые пробовала в Крыму — это ещё круче, „единицы“, более 100 г.
Французы страшно удивляются, почему русские едят такие здоровые устрицы. Говорят, если бы не Россия, они бы разорились, потому что маленькую едят все, а переросшую — только наши люди. В России все наоборот: чем больше — тем лучше. Если в наших ресторанах попадается устрица правильного по европейским стандартам размера, то гости спрашивают: “А чего такая маленькая? Несите большую!”.
Еще одна интересная особенность устрицы в том, что в течение жизни она меняет пол. Не только крымская, любая. “В этом году мы девочки, а в следующем году передумали и стали мальчиками”. Ученые пока не могут этого объяснить, но французы уже выяснили, что устрицы предпочитают умирать мужчинами. Чем старше популяция, тем больше среди нее мальчиков.
По статистике около 25% населения Земли обладают аллергией на свежий морской белок, не обработанный термически. Часто, когда человек говорит: “Я отравился устрицей, она у вас плохая”, оказывается, что у него аллергия, а он об этом даже не знал…
Это было моё гастрономическое воспоминание о крымском отпуске. Есть ещё парочка, уже из области экстрима и научно-популярного.