После публикаций GK о том, как в Коврове реализуют программу благоустройства дворов, нас засыпали приглашениями. Кажется, жители всех домов, где под окнами работают бульдозеры, пожелали, чтобы на сайте появились тексты и о них. Оказалось, не везде мероприятия по улучшению проходят чинно и блинно…
Читайте новости и статьи в нашем ТГ-канале GorodKovrov. Подписывайтесь!
Если на улице Моховой, где мы побывали ранее, ничего кроме восторга у жителей работы во дворе не вызывают, то на Грибоедова всё иначе.
Там у части жильцов дома есть претензии. Как сообщили нам супруги Илья и Юлия (фамилию по их просьбе не указываю) при поддержке старшего по дому благоустройство во дворе проходит чуть ли не варварскими методами. Жители убеждены, что в итоге двор будет выглядеть не лучше, а хуже.
Суть претензий в том, что в ходе работ по благоустройству рабочие выкорчевали несколько крупных деревьев. Это берёзы, липы и, что самое обидное для жильцов, сосны.
Хвойные деревья в черте города — это очень хороший показатель. Во всём мире наличие аллей и парков из хвойных деревьев считают гордостью, всячески оберегают.
И если те же берёзы или американские клёны при обновлении старых деревьев на новые саженцы довольно прилично вырастут за два-три года, то с елями и соснами картина иная. Лесоводы говорят о сроках от десяти лет как о периоде восстановления. Именно по этой причине в лесовосстановительных хозяйствах к удалению возрастных деревьев относятся очень бережно.
Сами судите: с учётом сроков роста даже высадка нескольких деревьев взамен удалённого результат принесёт только через большой промежуток времени. Да и процент приживаемости хвойных пород (особенно сосен) очень небольшой. О том, чтобы пересадить более-менее взрослое хвойное дерево, даже говорить не стоит. Это очень сложное и недешёвое мероприпятие. Свалить-спилить дерево, конечно же, дешевле и проще…
Когда мы приехали по указанному адресу, техника работала вовсю. Попытки разговорить рабочих результата не дали. Люди были очень напряжены, во взглядах даже некая агрессия читалась. Рабочих можно понять. Они не в Greenpeace работают, а в управляющей компании. Что прораб сказал, то и делают.
Ну, а жильцы… Никого, кто бы в стиле международных борцов-экологов пристегнул себя к дереву наручниками, не обнаружили. Но нас ждала Юлия.
Она была очень взволнована. Сбивчиво пересказала ещё раз историю, уже изложенную по телефону. Ещё на стадии утверждения проекта несколько жителей обеспокоились тем, что в результате организации тротуаров, парковочных мест и проездов для автомобилей придётся удалить несколько деревьев.
В ответ на протесты жильцов старший по дому Михаил Копылов представил аргументы.
Во-первых, по утверждению старшего по дому, все подлежащие удалению деревья уже старые. Туда, мол, им и дорога.
Во-вторых, кроны деревьев, которые растут в непосредственной близости от стен дома, влияют на состояние крыши. На этот счёт старший по дому заручился экспертной оценкой представителей УК «ЖЭЦ».
В-третьих, в силу того, что деревья очень возрастные, у них развилась мощная корневая система. И как не крути, корни будут повреждены в ходе рытья траншей. А дальше — дерево быстро высохнет и превратится в столб. По этому поводу старший по дому даже специальную экспертизу заказал.
Жителей, в частности, Юлию, ни один из аргументов не убеждает. Старыми она деревья не считает, они дают тень и уют. Крышу, по мнению Юлии, ещё неизвестно что портит. Ну, а по поводу иногородней экспертизы «про корни» она и вовсе убеждена, что это лукавство.
Вот такие непримиримые позиции. А благоустройство продолжается. Траншеи роют, щебёнку сыпят, бордюрный камень укладывают и деревья корчуют. Медленно, но верно.
Тот самый Михаил Копылов присутствовал во дворе на момент нашего появления. Собственно, от него лично аргументация в пользу корчевания и получена. Судя по всему, администрация города и отдел городского хозяйства на стороне старшего по дому.
Вместе с тем, в ходе работ был случай, когда достигли компромисса. Одну из лип удалось сохранить за счёт того, что в проект внесли изменения, повернули пешеходную дорожку чуть в сторону.
Одну липу спасли.
А почему сосну не отстояли?
Вот как прокомментировал Михаил Копылов:
Это единственное, что смог сделать! Поймите, что для сохранения всех деревьев пришлось бы существенно урезать объёмы работ. Тут корни так разрослись, что никакие тротуары сделать нельзя. А ведь существуют нормативы — 5 метров от стены дома тротуар, потом проезд для транспорта, дальше — детская площадка. У нас всё расписано!
То, что корневая система у деревьев рядом с прокопанными траншеями повреждена, видно невооружённым глазом.
Но насколько верно утверждение, что повреждение непременно приведёт к гибели дерева?..
И, конечно же, сосны… Их возле дома росло две. Огромные, корабельные, можно сказать. Одну, как сообщил старший по дому, удалят непременно. Вот эту…
Второе хвойное дерево постараются не затрагивать и оставить, хотя изначально по проекту собирались и его из земли выдернуть.
Помимо Юлии во дворе были и другие жильцы. Вот, отец отправился с сыном на прогулку. Малыша работающая техника приводила в восторг. Явный сторонник организации тротуаров и парковок. У него и транспортное средство для парковки имеется!
Отец разделяет позицию сынишки:
Какой смысл скандалить? Жизнь идёт, всё меняется. Место для прохода и проезда нужно. А деревья… Новые посадим, со временем подрастут…
Позиция мужчины понятна, но в полной мере согласиться с ним сложно. Уж очень легко сказать «подрастут», но когда речь о хвойных породах, непросто и нескоро восстановить экологический провал.
А в целом, благоустройство — это очень хорошо.
В городе действительно очень много деревьев и кустарника, давно взывающего к удалению. Это никакие не «зелёные лёгкие». Это просто бурьян. Но к подобным вопросам следует подходить осторожно, искать компромиссы.
Именно этого мы пожелали Юлии и Михаилу.
Надеемся, что здравый смысл и рациональный подход победят.
Всем хорошего лета, уютных дворов и добрых отношений!
Фотограф Николай Бобков
P.S. Но сосны жалко!!!
P.P.S. Ещё фото в паблике GK в ВК.